Форум » Религия. Православие. » "Записки сельского попа" блог православного священника » Ответить

"Записки сельского попа" блог православного священника

Markuza: Весьма острые темы рассматриваются в этом дневнике… http://nikon71.livejournal.com/

Ответов - 7

Markuza: О духовном загнивании европы и о русском духовном возраждении... Европа переживает бум продаж пустующих католических и протестантских храмов из-за отсутствия прихожан епархии и церковные общины вынуждены выставлять здания как объекты городской недвижимости на торги. В Чехии наблюдается самое катастрофическое положение из всех европейских государств. Как сообщает Интерфакс со ссылкой на телепрограмму "Вести недели", число прихожан всего за десять лет упало здесь почти в два раза: с 41% до 27%. На сайте только одной чешской католической епархии продается более 50 храмов. Самый дорогой из лотов, монастырь с участком земли в 2,5 тыс. гектаров, стоит всего 120 тыс. долларов. Во Франции за последние 30 лет из-за отсутствия верующих закрылся каждый второй приход. Католическая Церковь в Англии за последние десять лет потеряла полмиллиона прихожан, а в Ирландии посещаемость богослужений с 1992 года снизилась на треть. В Нидерландах сегодня действует 19 тыс. церквей, но каждый год это число уменьшается на тысячу. Я думаю, что в России положение не лучше. Конечно, если посмотреть статистику, то в России скорее сейчас идет бум строительства храмов и часовен. Но не надо обольщаться, потому что много ли из этих храмов рентабельны, то есть могут сами себя прокормить? Это вопрос риторический. Ни для кого не секрет, что большая часть приходов в России, особенно в провинции и особенно в селе существует за счет попрошайничества. И содержать наши многочисленные храмы с каждым годом становится всё труднее и труднее. Во-первых, многим предпринимателям-благотворителям надоедает это назойливое выпрашивание пожертвований на колокола и купола, эти жалкие причитания о том, какие мы бедные и несчастные. Во-вторых, всё больше и больше людей не нуждаются в Церкви как Теле Христовом, а нуждаются в церкви как в бюро ритуальных услуг. На этом хочется немного заострить внимание. То, что Церковь востребована обществом всего лишь как бюро, виновата не одна Церковь, а все мы, христиане. Постепенно сам собой был заключен общественный договор между служителями культа и рядовыми прихожанами об именно такой церковности, какую мы наблюдаем на данный момент. И поэтому какие-либо преобразования в Церкви просто невозможны, потому что люди не хотят этих преобразований. Я пытался на своем приходе отменить плату за требы и свечи. Результатом эксперимента было то, что через несколько месяцев буквально все прихожане потребовали вернуть цены за требы. Для их совести проще купить таинство за определенную плату, чем постоянно вступать в конфликт со своей совестью, жертвуя копейки. В церковной жизни исчезло служение, то есть оно, конечно, теплится где-то, но в основном силами энтузиастов, которых очень и очень немного. Основная масса современных христиан желают Церковью пользоваться при необходимости: пойти свечку поставить перед поездкой или экзаменами, дом "почистить", отпеть, окрестить, машину освятить и т.д. Церковь стала для большинства христиан "прикладной", она прикладывается к жизни и становится всего лишь одной из многочисленных организаций, оказывающих сервисные услуги. Приходы чаще всего открываются не по инициативе христиан, реально нуждающихся в духовном окормлении, а по инициативе священнослужителей, которые рукоположились без прихода и которым надо где-то кормиться. Рядом с моим приходом один предприимчивый батюшка открыл по своей инициативе еще два прихода, в которых прихожан всего по 5 человек. Спрашивается: зачем нужны эти приходы? Ответ очень простой: затем, чтобы, надев драную рясу и сделав глупое и жалкое лицо, клянчить деньги на храм, а заодно и себе немножко. Ведь у нас не выставляют храмы на торги из-за невозможности заплатить налоги кесарю, вот можно под эту лавочку и с талантом Паниковского благополучно существовать. Можно проповедовать служение сколько угодно, но результат этой проповеди будет нулевой, по словам известной басни: "А Васька слушает да ест". Просто люди не хотят служить в Церкви: они элементарно не хотят даже помыть полы в храме. Очень интересно всё складывается: полы в храмах моют уборщицы за деньги, поют на клиросе певчие за деньги, и так далее - всё за деньги, и если не платить, то все уволятся и храм не сможет функционировать. Если посмотреть со стороны, то налицо сходство внутреннего приходского устройства с обычной фирмой типа ООО. Люди приходят и пользуются услугами церковного ООО, оплачивая строго по прайсу свою религиозную нужду, и им проблемы этого ООО совсем по барабану. Ну а жить-то как-то надо, вот батюшка и надевает драную рясу, делает жалкое просящее лицо и идет к более успешным и жалостливым предпринимателям, которые и содержат наши храмы. А на Западе это невозможно, во многих странах попрошайничество запрещено законом. Вот там у приходов и нет иной альтернативы, кроме как выставлять на аукцион храмы. В России сегодня наблюдается интересная картина: Церковь пытается доказать обществу, что она нужна ему, и что общество, кроме того, Церкви чем-то обязано. Общество, в свою очередь, подыгрывает Церкви и пытается использовать её в своих личных корыстных целях. В результате между Церковью и обществом создается общественный договор, который выражается именно в такой церковности и религиозности, которую мы наблюдаем сегодня. Вследствие этого компромисса Церковь всё дальше и дальше уходит от Христа и перестает быть востребована людьми. Да, Церковь нужна стране, но она перестает быть нужна людям, потому что перестает давать радость, мир и долготерпение, а требует от людей соблюдения каких-то правил, условий, совершенно далеких от Евангелия. И самое страшное, что Церковь - это мы, и мы сами этого хотим, потому что если бы не хотели, то было бы всё по-другому. Поэтому для России события, которые происходят в Европе, совсем не за горами. А что делать? Не ужасайтесь: всему быть. Претерпевший до конца спасется.

Markuza: Грустное , печальное , банальное Мне пересказали встречу с одним священником на молодежном православном клубе. Этот батюшка очень умный и образованный, окончил МДА и даже преподает в семинарии. Наша гиперактивная молодежь наперебой стали задавать умному батюшке вопросы о церковной жизни, попытались получить ответы на каждодневные вопросы , с которыми мы постоянно сталкиваемся. И услышали ответы, соответствующие господствующему духу сегодняшней поповской церковности. Только вопрос: надо ли заканчивать академию, чтобы сказать молодым ищущим душам : « Молитесь, поститесь и слушайте радио Радонеж». Поповское богословие, рассчитанное на бабушек , извращающее подлинную церковность- вот главное препятствие, мешающее жизни нашей Церкви. При этом, логика просто железная: нужно не богословствовать и мудрствовать , а надо работать над своими грехами. Вопрос, как работать и во имя чего? Разве не дает ответ на этот вопрос именно богословие. Разве не богословие открывает подлинный смысл Церкви. А попы говорят: «Нет не смейте, не читайте, не копайтесь, и не ищите, и не стучите- это все ваши метания не от подлинной жажды Богопознания, а от гордыни. Кушайте нашу пресную репу, которую мы вам предлагаем и смиряйтесь». Оказывается, часто причащаться, по мнению многих таких попов нельзя потому, что в результате такой практики на исповеди нечего бывает сказать. Поэтому, следуя этой логике, нужно основательно поднакопить грехов, чтобы батюшке на исповеди было не скучно, и только потом, можно будет причаститься. Логика проста. Чтобы причащаться, надо грешить. Притом, грех понимается практически многими попами именно как юридическая норма, а не проявление нелюбви. Спасение понимается не в жизни со Христом, а в некой райской частной собственности , вообще, часто слушая проповеди священников и читая брошюрки типа « 1000 наинужнейших ответов на важнейшие духовные вопросы", не встречаешь ни одного слова Христос и Любовь. Ответы порой просто поражают своей дебильностью. И это всё называют Православием. Вообще, с неграмотными бабками гораздо проще попу, чем с молодежью, которая постоянно хочет до чего-то докопаться и чего-то узнать. Как должно быть , и почему у нас именно так. И поэтому практически все попы молодежь недолюбливают и смотрят на неё подозрительно и несколько даже враждебно, но притом, не забывают постоянно её ругать, мол, все пьют пиво и слушают рок и ничем не интересуются, кругом наркомания и проституция , но сами от молодежи буквально бегают бегом. Косность мышления, синодальные стереотипы псевдотрадиционности современного духовенства – вот главная причина неудачи нашей Церкви. Всё больше и больше наша русская церковь скатывается в национально исторический музей , наполненный жуткими суевериями и откровенным мракобесием. Притом всё больше и больше амбициозности влиять на глобальную жизнь страны в целом. Эти заявления – пустите нас в образование, в армию, это смотрите, это не смотрите. А что может дать современная наша церковь обществу, при таком поповском сознании? Это прекрасно все понимают, и поэтому число воцерковленных христиан всего 1,5 %. В основном этот процент держится за счет бабушек. На один храм в среднем приходится 40000 человек. И еще у некоторых попов хватает ума кричать , что Россия – Православная держава. И в этом виноват не коммунизм и не современное поклонение мамоне, а само наше косное, ленивое и дикое поповское сознание, порой с академическим дипломом.

Markuza: Зачем попу штаны? Приезжал с инспекцией наш местный благочинный, смотреть, как у нас идут дела. Немного посетовал, что на храме нет купола и что немного покосился крест. Как-то разговор зашел об одном безумном строительстве. Один предприниматель, бывший военный, наверняка контуженный на голову, посреди поля стал восстанавливать старый храм, когда-то вокруг этого храма было село с красивым названием Хмелевка, а теперь чистое поле и посреди поля разрушенный храм. Расстояние до ближайшего села пять километров, да и то, это село татарское. Ближайший столб электропередач видно только в бинокль, естественно, там нет ни воды, ни газа, и вот там развернулось грандиозное строительство. Неизвестно как туда были завезены кирпич и плиты перекрытия, уже построен большой двухэтажный дом для священника, коровник, погреб для пчел и другие хоз . постройки. Причем нет ни священника, ни прихода, вообще ничего и никого, работают заезжие шабашники , какие-то приходящие и уходящие «болящие» юноши. Всё это действо, совершенно иррациональное, не поддающееся здравому смыслу, происходит уже второй год. Вот благочинный вполне серьезно говорит , что это оказывается промысел Божий и что скоро наверно туда дадут священника. Я спросил : « А где приход? И кто туда будет ходить? Потому что, дороги туда нет, только грунтовая и во время распутицы и на всё время зимы можно проехать только на лошади, ближайшее православное село 8-10 километров. Вообще интересно как будет существовать приход?» Благочинный многозначительно посмотрел в небо и сказал гениальную по своей простоте фразу: « Бог поможет!» И еще добавил : « У нашего владыки есть мнение организовать приходы во всех селах даже в мелких, чтобы в каждом селе был священник, даже если в селе 50 человек». Я говорю: « Но из этих пятидесяти человек в храм будут ходить человек 5 самое большее, как будет жить священник? И как будет существовать его семья? Как они получат образование и устроятся в жизни? Если этот проект воплотится , то всё сельское духовенство останется без штанов». На что благочинный сказал потрясающую по своей глубине и широте фразу: « А зачем попу штаны? У тебя ряса есть, носи рясу без штанов, нам что главное- срам прикрыть, а рясу можно носит и без штанов, срама через рясу не видно». Я вот как-то задумался. Рясу я шил пять лет назад за 3000 руб., сегодня она наверное стоит все 5000, на эти деньги можно купить 5 отличных штанов. А вот зимой как же? Без штанов вообще не комфортно. А как же жена и наше многочисленное потомство? Как с ихними штанами быть? Это большой вопрос, который потребует не одного литра. Одним литром тут не отделаешься. Может вы что-нибудь посоветуете? Как жить попу на селе без штанов?


Markuza: Несколько приколов из приходской жизни. Этот казус был как раз на вербное воскресение. Я со своим другом и верным помощником Романом немного задержался после литургии. Мы занимались уборкой после службы и просто мирно беседовали. Вдруг дверь распахивается и появляются две дамы , которые ничего не говоря, сразу направились в угол, где стояла большая ветка вербы. Одна из них , наверное, была мама. Она была хорошо одета и, судя по виду и разговору, была образованная, так сказать, далеко не из простых. Другая была значительно моложе её по виду, скорее всего, являлась дочерью той солидной дамы. Мы с Романом ничего не поняли и решили молча наблюдать за происходящим. Дама стремительным шагом подвела свою дочь к вербе и начала обрывать вместе с дочерью серёжки . Девушка набрала целую пригоршню серёжек и отправила её в рот и стала её старательно пережевывать. По выражению её лица мы заметили, что серёжки от вербы явно не очень вкусные. Немного оправившись от шока, от всего увиденного, я с Романом еле сдерживая смех подошел и спрашиваю : « Что вы делаете ?» Мамаша этой несчастной девушки- жертвы этого жуткого суеверия, ничего не сумняся говорит: « Понимаете батюшка, моя дочь никак не может забеременеть . И вот нам подсказали верный способ. Прийти в храм , нарвать вербы и съесть несколько штук. Тогда всё отверзется и благословенное зачатие наступит.» Но всё же я посоветовал заняться другим занятием или обратиться к соответствующему врачу. На это мое замечание на меня посмотрели таким взглядом, что от дальнейших советов я воздержался. Другой случай : День был как день . Среди недели мы открываем храм для особо страждующих рабов Божьих, которым не терпится купить свечку или заказать какую-нибудь службу. Вдруг приходит одна женщина, которая решила заказать обедню о здравии. И называет имена , но как то странно и необычно: « Борька, Мишка, Гришка …» Я как-то в недоумении записываю имена : «Борис, Михаил, Григорий…». Спрашиваю эту странную захожанку: « Они хоть крещеные ?» Она на меня смотрит с недоумением и заявляет: «Ты что батюшка? Кто же быков крестит?» У меня от неожиданности выпала ручка и отвалилась челюсть . Слов никаких не нашлось….

Александр С: Markuza Мне пересказали встречу с одним священником на молодежном православном клубе. Этот батюшка очень умный и образованный, окончил МДА и даже преподает в семинарии. Наша гиперактивная молодежь наперебой стали задавать умному батюшке вопросы о церковной жизни, попытались получить ответы на каждодневные вопросы , с которыми мы постоянно сталкиваемся. И услышали ответы, соответствующие господствующему духу сегодняшней поповской церковности. Только вопрос: надо ли заканчивать академию, чтобы сказать молодым ищущим душам : « Молитесь, поститесь и слушайте радио Радонеж». Поповское богословие, рассчитанное на бабушек , извращающее подлинную церковность- вот главное препятствие, мешающее жизни нашей Церкви. При этом, логика просто железная: нужно не богословствовать и мудрствовать , а надо работать над своими грехами. Вопрос, как работать и во имя чего? Разве не дает ответ на этот вопрос именно богословие. Разве не богословие открывает подлинный смысл Церкви. А попы говорят: «Нет не смейте, не читайте, не копайтесь, и не ищите, и не стучите- это все ваши метания не от подлинной жажды Богопознания, а от гордыни. » Куда более удивительным выглядит сайт под названием ``Православный Миссионерский``, как вот по этой ссылке. http://missiaspb.borda.ru/?1-0-0-00000002-000-0-0-1190304671 На котором, по сути призывают не следовать Церкви, противостать Ей в Её решениях и определениях. Как это может быть, что бы форум назывался православный миссионерский, а призывали к суесловию, празднословию, то есть ко всему, но только не к учению Церкви, не к Христову? И это и подобное этому по всему православному Интернету насаждается. Спрашивается, какова цель того, что бы и прежде всего православные оставались в невежестве по отношению к учению Церкви? Хотя думаю, что это из – за невежества к учению Церкви самого священства, ибо как может научить чему – либо тот, кто сам ничего не знает?

Markuza: Александр С пишет: Хотя думаю, что это из – за невежества к учению Церкви самого священства, ибо как может научить чему – либо тот, кто сам ничего не знает? Здравствуйте Зря вы столь огульно обвиняете всё священство сразу – не по христиански такое отношение…

fracipolino: Про заказную слубу за животных - нормально. В деревне одна бабуля козу крещенской водой поила, чтобы та поправилась. А ещё она же хотела повенчать своего уже умершего сына с живой невесткой -её очень сокрушало, что они жили только в "государственном" браке. Интересно, что батюшка, когда она его спросила, можно ли повенчать живого с мёртвым ответил положительно. Я ей попыталась объяснить. что все таинства совершаются только над живыми, не очень поверила. А так хоть ктно снимай. Деревня. где всё это происходило, в 80 км от Москвы.



полная версия страницы